Ильин день приурочивался к концу июля – как раз тот период летнего времени, когда часто проходили грозы, ливни. Отмечался не только сам Ильин день, придавалось большое значение его канунам: «Баскому Четвергу» — четвергу на «Ильинской неделе», в который выпекали специальное обрядовое печенье — «колоб». По словарю Даля это «круглый хлебец, толстая лепешка, клецка из пресного теста…круглый пирог с толокном…колоб с соком, с конопляным молоком…» Имел круглую форму («колобок» — уменьшительное от «колоб»). Также большое значение придавалось Ильинской пятнице (см. Параскева). Ильинские братчины Братчина Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее — оленя), известные под названием «мольбы», «жертвы», «мирские складчины», «братчины», «быкобои» (см. Братчина). Подобные жертвоприношения происходили и в дни чествования других святых: Василия Великого, Георгия Победоносца, Петра и Павла, Флора и Лавра, Николая и др., а также в дни обетных жертвоприношений, происходивших в случае неурожая, падежа скота или повальной болезни. Обряд жертвоприношения имел под собою языческую основу и нес вполне определенное магическое значение — обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье. Как проходил обряд жертвоприношения? В Ильин день крестьяне одной деревни или нескольких окрестных деревень сгоняли к церкви рогатый скот, где священник окроплял все стадо «святой» водой. После торжественной обедни выбранное «всем миром» и купленное на собранные в складчину деньги животное закалывали. Выбор «моленного» животного имел локальные традиции: в Пудожском у. Олонецкой губ. в жертву приносился «нехолощенный» бык красной масти для того, чтобы Илья дал ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба; в Калужской губ. приводили молодых барашков, в Вятской — баранов и овец, которых называли «ильинчики»; в Пермской быка или теленка и т.д. Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный человек из собравшихся, иногда подобное действие производил колдун; заклание происходило специальным длинным ножом — «священным» под колокольный звон. Мясо варили в общем котле, делили по числу присутствующих и раздавали им за деньги, идущие потом в пользу церкви. Кровь жертвенного животного собирали и мазали глаза и лоб, а детям — щеки, чтобы здоровье и крепость животного передались человеку. В некоторых местах жертвоприношение совершалось в крестьянских дворах, а в церковь приносились уже печеные и жареные козьи и бараньи головы с горохом или говяжьи ляжки; при этом крестьяне говорили: «Илья — бараний рог»; «На пророка Илью баранью голову на стол» (вологодск.); Илья младше Миколы, поэтому «бык Миколе, а баран Илье». Для ильинской «мольбы»(молебна) варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей деревни. Варка пива либо сопровождала трапезу с жертвенным мясом, либо была самостоятельным событием, являясь магическим аграрным действием. Илья в дожиночном обряде Известно, что к Ильину дню во многих местах России поспевала рожь и начиналась жатва, а в южных губерниях России ко дню Ильи-пророка жатва уже заканчивалась. И с именем Ильи чаще всего связывался дожиночный обряд «завивания бороды» (см. Дожинки), при его исполнении говорили: «Вот тебе, Илья борода — на лето уроди нам ржи да овса». В описании Перуна — «предшественника» Ильи, «его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою» («Славянская мифология. Словарь-справочник»). Борода громовержца имела особое мифологическое значение, что косвенно отразилось, как считают некоторые исследователи, на традициях завивания бороды в дожинки.
Обряды с первым хлебом нового урожая Русский хлебЧасто ко дню Ильи-пророка, особенно на юге России, на столе появлялся хлеб нового урожая — «новая новина», поэтому об этом дне говорили: «Новая новина на Ильин день»; «Петр с колоском, Илья с колобком»; «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом»; «То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб»; «У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт». Это событие было важным моментом в жизни крестьянина, вот почему с первым хлебом нового урожая производился ряд обрядовых действий: так как без благословения священника есть первый хлеб не разрешалось, то хлеб, испеченный на Ильин день, приносили для освящения в церковь (тульск.); иногда хлеб из новой муки приносили в церковь и клали перед иконой св. Ильи (Мценский у.); «для плодородия» происходили молебны над чашками с зерном. Кроме нового хлеба, появлялась на Ильин день и новая солома, которой набивали перины и устраивали постели: «Ильинская соломка — деревенская перинка»; «Новая новинка на Ильин день — спят на Ильинской (первой) соломе (тульск., новгородск.). До Ильина дня огурцы собирать не разрешалось: «пужалиха поймает — горох отберет» (вятск.); «С Ильина дня защипывай горох — а репу с Ивана Постного». Принято в Ильин день разговляться свежим огурцом. Грехом до Ильина дня считалось есть и морковь, ее тоже приносили в этот день для освещения в церковь, а св. Илью называли «морковником» (костромск.). Запреты на Ильин день В народе Ильин день называли «сердитым», таков был образ Ильи-Перуна (см.Ильин день/Перунов день) и наряду с обрядами существовали и запреты. В этот день не разрешалось работать в поле и огороде «Кто робит в Илью, того гром убьет». Нельзя было и косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет» (пермск.); «На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой». Не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что звери и гады (как прибежище нечистой силы), выходящие в этот день из своих нор могут принести вред людям и домашнему скоту, если они не будут находиться дома. Действовал запрет на работу всем, за исключением пчеловодов (подробнее о запретах в ст. Ильин день/Перунов день) Убережительные действия Икона в домеИльин день приходился на тот период лета, когда часто проходили ливни, грозы и существовали специальные обряды во время грозы в это время, которые помогали людям оберегать себя от нечистой силы. Хозяева не впускали в дом кошек и собак, так как считали, что нечистая сила может найти убежище в их теле, держали наготове ружья, опасаясь того, что нечистая сила в облике волков и других зверей может приблизиться к жилью, старались громко не разговаривать, кричать, петь. Во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь крещенскую или четверговую свечу; креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: «Илья-пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей», при этом необходимо быть с непокрытой головой. Вечером накануне Ильина дня весь дом окуривали ладаном, все светлые и блестящие предметы закрывали полотном или выносили из дома (например, зеркала). По народным представлениям, Илья-пророк считал роскошью иметь такие предметы в крестьянском быту, мог послать молнию и спалить дом (вологодск.). Народные наблюдения Приметы на Ильин день К Ильину дню приурочивались многие сельскохозяйственные приметы и рекомендации, относящиеся к созреванию к уборке хлебов и овощей, к предстоящему озимому посеву: «В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой». Пограничное положение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений: «Илья лето кончает»; «На Илью до обеда лето, после обеда осень»; «Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два»; «Трава растет до Ильина дня. Смятая до этого дня, поднимается после Ильина дня — так смятою и остается» (пермск.). С Ильина дня раньше начинало темнеть, становилось холоднее: «С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна»; «На Ильин день и камень прозябнет»; «Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок». После Ильина дня изменялось поведение насекомых и птиц: «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается»; «После Ильина дня комары перестают кусаться»; «С Ильина дня комары и пауты пропадают; с ильина дня всякой мухи по решету убудет»; «Если после Ильина дня убьешь одного комара, то их целое решето убудет» (пермск.); «До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями». | |
Категория: Заговоры, обряды, Ильин день, Перунов день | Добавил: Славомира (20.07.2015) | |
Просмотров: 3161 | |