Традиции и обряды в Ильин день

  Ильин день приурочивался к концу июля – как раз тот период летнего времени, когда часто проходили грозы, ливни.

Отмечался не только сам Ильин день, придавалось большое значение его канунам: «Баскому Четвергу» — четвергу на «Ильинской неделе», в который выпекали специальное обрядовое печенье — «колоб». По словарю Даля это «круглый хлебец, толстая лепешка, клецка из пресного теста…круглый пирог с толокном…колоб с соком, с конопляным молоком…»  Имел круглую форму («колобок» — уменьшительное от «колоб»). Также большое значение придавалось  Ильинской пятнице (см. Параскева).

приметы, обычаи, на Ильин деньИльинские братчины

Братчина

  Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее — оленя), известные под названием «мольбы», «жертвы», «мирские складчины», «братчины», «быкобои» (см. Братчина). Подобные жертвоприношения происходили и в дни чествования других святых: Василия Великого, Георгия Победоносца, Петра и Павла, Флора и Лавра, Николая и др., а также в дни обетных жертвоприношений, происходивших в случае неурожая, падежа скота или повальной болезни.

Обряд жертвоприношения имел под собою языческую основу и нес вполне определенное магическое значение — обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье.

Как проходил обряд жертвоприношения?

В Ильин день крестьяне одной деревни или нескольких окрестных деревень сгоняли к церкви рогатый скот, где священник окроплял все стадо «святой» водой. После торжественной обедни выбранное «всем миром» и купленное на собранные в складчину деньги животное закалывали. Выбор «моленного» животного имел локальные традиции: в Пудожском у. Олонецкой губ. в жертву приносился «нехолощенный» бык красной масти для того, чтобы Илья дал ясную погоду для сенокоса и уборки хлеба; в Калужской губ. приводили молодых барашков, в Вятской — баранов и овец, которых называли «ильинчики»; в Пермской быка или теленка и т.д.

Закалывал жертвенное животное старейший или самый почтенный человек из собравшихся, иногда подобное действие производил колдун; заклание происходило специальным длинным ножом — «священным» под колокольный звон.

Мясо варили в общем котле, делили по числу присутствующих и раздавали им за деньги, идущие потом в пользу церкви.

Кровь жертвенного животного собирали и мазали глаза и лоб, а детям — щеки, чтобы здоровье и крепость животного передались человеку.

В некоторых местах жертвоприношение совершалось в крестьянских дворах, а в церковь приносились уже печеные и жареные козьи и бараньи головы с горохом или говяжьи ляжки; при этом крестьяне говорили: «Илья — бараний рог»; «На пророка Илью баранью голову на стол» (вологодск.); Илья младше Миколы, поэтому «бык Миколе, а баран Илье».

Для ильинской «мольбы»(молебна) варилось пиво или сусло. Для его приготовления применяли солод из зерен ржи, собранных у жителей деревни. Варка пива либо сопровождала трапезу с жертвенным мясом, либо была самостоятельным событием, являясь магическим аграрным действием.

Илья в дожиночном обряде

Известно, что к Ильину дню во многих местах России поспевала рожь и начиналась жатва, а в южных губерниях России ко дню Ильи-пророка жатва уже заканчивалась.

И с именем Ильи чаще всего связывался дожиночный обряд «завивания бороды» (см. Дожинки), при его исполнении говорили: «Вот тебе, Илья борода — на лето уроди нам ржи да овса». В описании Перуна — «предшественника» Ильи, «его представляют статным, высокого роста, с черными волосами и длинной золотой бородою» («Славянская мифология. Словарь-справочник»). Борода громовержца имела особое мифологическое значение, что косвенно отразилось, как считают некоторые исследователи, на традициях завивания бороды в дожинки.

 

Обряды с первым хлебом нового урожая

Русский хлебЧасто ко дню Ильи-пророка, особенно на юге России, на столе появлялся хлеб нового урожая — «новая новина», поэтому об этом дне говорили: «Новая новина на Ильин день»; «Петр с колоском, Илья с колобком»; «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом»; «То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб»; «У мужика та обнова на Ильин день, что новинкой сыт».

Это событие было важным моментом в жизни крестьянина, вот почему с первым хлебом нового урожая производился ряд обрядовых действий: так как без благословения священника есть первый хлеб не разрешалось, то хлеб, испеченный на Ильин день, приносили для освящения в церковь (тульск.); иногда хлеб из новой муки приносили в церковь и клали перед иконой св. Ильи (Мценский у.); «для плодородия» происходили молебны над чашками с зерном.

Кроме нового хлеба, появлялась на Ильин день и новая солома, которой набивали перины и устраивали постели: «Ильинская соломка — деревенская перинка»; «Новая новинка на Ильин день — спят на Ильинской (первой) соломе (тульск., новгородск.).

До Ильина дня огурцы собирать не разрешалось: «пужалиха поймает — горох отберет» (вятск.); «С Ильина дня защипывай горох — а репу с Ивана Постного». Принято в Ильин день разговляться свежим огурцом. Грехом до Ильина дня считалось есть и морковь, ее тоже приносили в этот день для освещения в церковь, а св. Илью называли «морковником» (костромск.).

приметы, обычаи, на Ильин деньЗапреты на Ильин день

В народе Ильин день называли «сердитым», таков был образ Ильи-Перуна (см.Ильин день/Перунов день) и наряду с обрядами существовали и запреты.

В этот день не разрешалось работать в поле и огороде «Кто робит в Илью, того гром убьет». Нельзя было и косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет» (пермск.); «На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой». Не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что звери и гады (как прибежище нечистой силы), выходящие в этот день из своих нор могут принести вред людям и домашнему скоту, если они не будут находиться дома.

Действовал запрет на работу всем, за исключением пчеловодов (подробнее о запретах в ст. Ильин день/Перунов день)

Убережительные действия

Икона в домеИльин день приходился на тот период лета, когда часто проходили ливни, грозы и существовали специальные обряды во время грозы в это время, которые помогали людям оберегать себя от нечистой силы. Хозяева не впускали в дом кошек и собак, так как считали, что нечистая сила может найти убежище в их теле, держали наготове ружья, опасаясь того, что нечистая сила в облике волков и других зверей может приблизиться к жилью, старались громко не разговаривать, кричать, петь. Во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь крещенскую или четверговую свечу; креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: «Илья-пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей», при этом необходимо быть с непокрытой головой.

Вечером накануне Ильина дня весь дом окуривали ладаном, все  светлые и блестящие предметы закрывали полотном или выносили из дома (например, зеркала). По народным представлениям, Илья-пророк считал роскошью иметь такие предметы в крестьянском быту, мог послать молнию и спалить дом (вологодск.).

Народные наблюдения

Приметы на Ильин день

К Ильину дню приурочивались многие сельскохозяйственные приметы и рекомендации, относящиеся к созреванию к уборке хлебов и овощей, к предстоящему озимому посеву: «В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой».

Пограничное положение

Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений: «Илья лето кончает»; «На Илью до обеда лето, после обеда осень»; «Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два»; «Трава растет до Ильина дня. Смятая до этого дня, поднимается после Ильина дня — так смятою и остается» (пермск.). С Ильина дня раньше начинало темнеть, становилось холоднее: «С Ильи работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна»; «На Ильин день и камень прозябнет»; «Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок». После Ильина дня изменялось поведение насекомых и птиц: «Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается»; «После Ильина дня комары перестают кусаться»;

«С Ильина дня комары и пауты пропадают; с ильина дня всякой мухи по решету убудет»; «Если после Ильина дня убьешь одного комара, то их целое решето убудет» (пермск.); «До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями».

 
Категория: Заговоры, обряды, Ильин день, Перунов день | Добавил: Славомира (20.07.2015)
Просмотров: 3161 | Теги: обычаи, заговоры, Ильин День, традиции