Петра и Павла. Легенды, обычаи, обряды

  В старину люди перед днем святых Петра и Павла очень тщательно готовились, в частности белил и хаты, убирали и во дворах и внутри домов. Утром набожные люди празднично одевались и обязательно шли в церковь.

  В Петров день никто не работал в поле, существовало поверье, которое гласило следующее: именно в этот день все злаки набирают свой вес, и в том случае, если их каким либо способом потревожить либо нарушить их рост, то зерно в итоге будет весьма мелкое.

  Достаточно сытные угощения, такие как мясные блюда и разнообразные деликатесы совершенно в каждом доме, готовили в Петров день. После Петрова поста вечером 12 июля устраивали грандиозное застолье. Также день Петра и Павла зачастую сопровождался достаточно веселыми ярмарками, которые, в свою очередь имели название – «петровские».

Существует древняя легенда о святом Петре и Господе. Как-то именно в этот день шли они землей, осматривали, кто из людей чем занят. И увидели двух девушек — одна рожь жнет, а другая спит под копной — и двух парней — один в поле работает, а второй под телегой в холодке дремлет.

  Подумали святые и решили поженить молодых людей но так, чтобы обе пары с голоду не умерли: трудолюбивая девушка досталась ленивому, а ленивая — трудолюбивому парню. С тех пор, мол, так и повелось: мужчина и женщина в семье друг другу противопоставляются по степени трудолюбия.

  По христианским верованиям, Петр и Павел являются также защитниками домашних животных. Поэтому этот день издавна считался праздником пастухов. Поскольку коров пасли преимущественно подростки, то самое пышное праздновали Петра и Павла дети. Матери рассвете выпекали и угощали всех знаменитыми украинскими Мандрыками (или мандригы - обрядовые пончики, которые готовили на Петра).  По этому поводу существует интересная легенда. Вроде бы, странствуя в этот день, Петр и Павел присели в обед под деревом, чтобы передохнуть, и задремали.

  Тем временем незаметно подкралась кукушка  и вытащила из сумки мандрыки. Но когда начала есть, то сразу же подавилась. Поэтому и говорится: 

"На Петра-Павла зозуля мандрыкою подавилась". 

  Это пословицы связано с тем, что с этого времени птицы перестает куковать. Выгоняя в поле коров, пастухи брали с собой только мандрыки. 

  На холме, чтобы видно было животных, рыли квадратные канавки такой глубины, чтобы можно было спустить в них ноги. Землю сбрасывали рядом в кучку и прикрывали дерном. Середину опкопаного места, которое служило столом, застилали скатертью и выкладывали еду. В обед приходили родители с подарками. Все садились за коллективный обед, наслаждаясь лакомством и угощая друг друга. Так продолжалось до самого вечера. Пастухи рассказывали интересные истории, пели песни и играли в различные игры.За коровами в это время смотрели родители. Под вечер подростки плели веночки из живых цветов и пристраивали животным на рога. Перед тем, как возвращаться домой, начинали трубить в дуды, изготовленные из коровьих рогов. Ими оповещали крестьян, когда выгоняли стадо в поле. Юных пастухов встречали всем селом. Этот обычай сохранился и до сих пор во многих селах Прикарпатья и Карпат.

  Гоня стадо домой, дети пели специальные пастушие песни, которые здесь называют латканками. Во всех местностях Украины обращались со скотом очень хорошо, заботились, чтобы вовремя накормить, напоить, почистить хлев и скотину скреблом. Недаром и сложено много песен про скотинку и присказок. Есть довольно интересные напоминания-верования:

"Когда корова розтелюється, нельзя ничего из дома занимать, ибо будет теленок реветь"; "Когда первый раз пастух гонит корову в поле, то надо рога розгой связать, чтобы были крепкие"; "Когда пастух впервые идет с коровами в поле, то нужно взять сваренное яйцо, чтобы все были накормленые круглый год и круглыми боками, как яйцо"  и тому подобное.

  Традиции и обряды на Петров День воссоздают не только христианское повествование о Петре и Павле, но и обычаи поклонения Солнцу.

Обычай «караулить солнце»

  Это особенное и яркое празднество в Петров день и предшествовавшее ему ночное время было предназначено молодежным развлечениям. Жители сёл собирались вместе и шли на околицу деревни, выбирали самое возвышенное место и с замиранием сердца вглядывались в небеса, ожидая восхода солнца. Юноши, мужчины, девицы и женщины до рассвета жгли костры, на которых готовили кашу, отплясывали под песни, веселились. Каждый хотел увидеть в петровское утро, как восходящее солнце заиграет на небе, переливаясь радужными оттенками.

Игра в свадьбу

  Для песен, игр, плясок и шуток, гуляний характерна была любовно-брачная устремленность. Крестьяне, с регионов Южной России предвкушая необычный рассвет, играли в свадьбу. «Женихом» был кто-то из юношей, а на роль «невесты» выбирали смелую, быструю и артистическую женщину средних лет. Украшали два колеса, на которых усаживали » жениха» с » невестой». И совершались «свадебные обряды», начинающиеся сватовством и заканчивающиеся венчанием. Как только солнечные лучи, переливаясь, освещали все вокруг, баба-невеста стягивала с себя сарафан, расплетала волосы и носилась в одной нижней рубахе по всей деревне, преследуемая юношами. Девушкам же приходилось в это время хохотать, свистеть, визжать, петь, плясать. Брачно-эротический образ развлечений был посвящен великому солнцу, дарящему жизнь.

Бесчинства молодежи

  Мирской Петров праздник-пир продолжался бесконечными бесчинствами молодежи. С окриками, шумом, визгом, свистом младое племя бегало по улицам деревни, перегораживало их бочонками, боронами, ушатами. Юноши выдергивали колья из изгороди, забирали все, что » плохо» лежало, залезали в сады и огороды, срывая плоды. Многими этнографами бесчинства парней и девушек объясняется, как ритуал, направленный на выявление и изгнание нечистой силы.

  Традиции Петрова дня напоминают обряды славян на Семик — Троицу, Петровское заговенье, Иванов день. По гипотезам исследователей- этнографов в глубокой древности, все эти торжества были объединены, одним длившимся несколько дней праздником, посвященным летнему солнцестоянию. Но Петровский пост, введенный церковью, (начинался через 7-мь дней, после Троицы), длившийся до дня святого Петра, разъединил прежде единый летний круг языческих торжеств.

  Это была календарная граница года. Природа после нее изменялась, подготавливаясь к осеннему сезону. Крестьяне боялись после этого заготавливать травы и растения, ломать ветви на веники, объясняя это тем, что в свой день св. Петром «перетоптаны» все травы, Славяне утверждали, что вот теперь начнет холодать, солнце повернулось к зимушке-зиме, птицам уже не до песен, а травы уже не будут расти.

  У южных славян, а особенно в Хорватии, в день святого Петра (наряду с Ивановым днем) принято было не только жечь костры. Пастухами совершались обряды, направленные на защиту домашней скотины. Для этого поджигались огромные факелы, с которыми пастухи ходили вокруг загонов с животиной. На голову лошадям коровам надевали сплетенные веночки. Такие же веночки красовались и на загонах, изгородях, и даже на молочной посуде.

  По славянским традициям было недопустимым до праздника святого Петра, употреблять фрукты этого сезона, особенно яблоки. Сербские крестьяне были уверенны, что в это торжество собранные св. Петром в Раю яблоки, он собственноручно раздает всем детям. Матери же нарушившие запрет, лишали свое чадо райского плода. Поэтому, матеря, не спешили отведать фрукты, они несли их, вначале на кладбище, чтобы раздавать нищим, поминая умерших. И вот после этого запрещение на употребление фруктов, снималось.

  А болгарские народные поверья описывали Петра как ключника Рая, которому Бог поручил охранять райский сад. Святой Павел же управлял громами и посылал град на землю, вызвал пожары, наводнения.

  Мирским Петровским праздником-пиром завершались летние купальские празднества, устраивая братчины, где «весь мир» варил пиво, закалывал быка (у северян — оленя). Древнерусская братчина представляла собой древнюю обрядовую трапезу, то есть общий сельский пир у часовен, около храмов, бесконечный прием гостей и хождение по гостям. В застолье вечером участвовать разрешалось только женатым и старикам.

Приметы
Худой свинке и на Петровку холодно.
Петро-Павел духоту добавил. В Петровку солнышко играет.
Тот, кто дорос, после Петрова дня торопись на сенокос!
Если на Пётра есть колоски, на Илью будут колобки.
Ячмень заколосился, соловей замолчал.
В Петровский праздник кукушка перестала куковать: подавилась ватрушкой.
На Петра один дождь — сено жесткое как хвощ.

Категория: Заговори, молитвы на Петра и Павла | Добавил: Славомира (08.07.2015)
Просмотров: 5694 | Теги: обычаи, Петра и Павла, легенды