Окликание Егория
Окликание Егория - обрядовый обход дворов с пением песен в Егорьев день или накануне праздника, сходный с обходами колядников или волочебников (см. Колядование, Волочебный обход).
Участниками обхода - "окликальщиками" в разных местах могли быть представители различных половозрастных групп: женщины, молодежь (парни и девушки вместе), только взрослые парни или мальчики и подростки.
Группу, состоявшую из нескольких человек, возглавлял мехоноша, собиравший подаяния: яйца, пряники, иное угощение, иногда - деньги. В больших деревнях собиралось несколько групп "окликальщиков". Обход совершался поздно вечером или ночью накануне Егорьева дня или на следующую ночь - с 23 на 24 апреля, в некоторых местах его начинали около двух часов ночи.
В обязательном порядке обходились все дома в деревне. Часто пение "окликаний" сопровождалось аккомпанементом барабанки (инструмент типа барабана, употреблявшийся в данной местности пастухом при обходе стада в день первого выгона скота), в качестве "музыкального сопровождения" могли использовать также "шергунцы", "трензель" и бубен. В тех случаях, когда обход осуществлялся поздно ночью, шум и громкое пением под окнами имели практическое назначение - они должны были разбудить хозяев. В некоторых местах, преимущественно там, где обход осуществляли женщины, существовал обычай ряженья "окликальщиков".
"Окликальщики" пели песни заклинания, шумели и собирали у хозяев подаяние. Егорьевские обходы носили скотоводческий характер и приурочивались к первому выгону скота, обеспечивая его защиту и благополучие.
Структура песен -"окликаний" подобна колядкам и волочебным песням (см. Волочебные обходы). Они состоят из зачина, основной части и концовки. Зачин содержал призыв к хозяевам:
"Встань, хозяин, пробудись,
Ты Егорию помолись,
И с нами поделись,
И опять спать ложись!..
Основная часть носила характер заклинаний, обращенных к Святому Егорию и к местночтимому в народе преподобному Макарию (основателю Макарьевского монастыря), она часто расширялась за счет дополнений из лирических песен или заклинательных формул:
"Волку с медведем -
Пень да колода,
По-за моря дорога!
Зайцу с лисицей -
Горькая осина
По самую вершину.
Ворону с вороной -
Камешек дресвяный!
Матушке - скотинке,
Всей животинке -
Травка- муравка,
Зелененький лужок!"
В концовке звучали просьбы о вознаграждении за труды. В качестве благодарственной формулы в некоторых местах бытовали тексты святочных колядок:
"Дай всем вам Бог,
Надели Христос,
Двести коров,
Полтораста быков,
Семдесят телушек,
Лысеньких,
Кривеньких,
Они в поле-то идут,
Все помыкивают.
Они из поля идут -
Все поигрывают".
(Соколова В.К. 1979. С. 169)
Если вознаграждения не последовало, "окликальщики" угрожали несчастьями, желали хозяевам бед и напастей:
"Кто не даст яйца,
Всю скотину со двора
Под медведюшка".
Один из наиболее типичных и полных вариантов обряда бытовал в Чухломском р-не Костромской обл. Ночью, накануне Егория, перед тем как выгнать скотину на пастбища, мальчики-подростки обходили дома с пением песни "Батюшка Егорий". Пошумев под окнами, они начинали петь в сопровождении барабанки, трещетки или бубна:
"Мы ранешенько вставали,
Белы лица умывали,
Полотенцем утирали,
В поле ходили,
Кресты становили,
Кресты становили,
Егория вопили:
"Батюшка Егорий,
Макарий, батька храбрый,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом.
Волку, медведю,
Всякому зверю -
Пень да колода,
На раменье дорога.
Тетушка Анфисья,
Скорее пробудися,
В кичку нарядися,
Пониже окрутися.
Подай нам по яичку,
Подай по другому,
Первое яичко -
Егорию на свечку,
Другое яичко -
Нам за труды,
За егорьевские".
Мы ходили, хлопотали,
Трое лаптев изодрали,
В кучку поклали,
В бочаг покидали,
Чтобы наши не узнали,
В ответ на песенку хозяйка выносила "подаянье", если оно устраивало "окликальщиков", они благодарили:
"Спасибо тебе, тетка,
На хорошем подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Денег мешок,
Да белья коробок,
Двадцать телушек,
Все годовушек,
Десять быков,
Все годовиков,
все полуторвиков!"
Когда же участникам обхода ничего не выносили, ребята пели:
"Неспасибо тебе, тетка,
На плохом подаянье!
Дай тебе Бог,
Подольше пожить
Да побольше нажить -
Вшей да мышей,
Тараканов из ушей!"
Собранное или делилось между участниками обхода или съедалось ими на общей трапезе. В некоторых местах после того, как было спето последнее "окликание", подростки отправлялись в поля, где устанавливали маленькие крестики из прутиков, имевшие, видимо, тоже защищающее и продуцирующее значение, что и кресты устанавливаемые на ниве в Вознесение.
Особенностью егорьевских обходов был их заклинательный скотоводческий характер. Тексты "окликаний" близки к заговорам и тесно связаны с обрядностью первого выгона скота.
|