Зелёные Святки, представляющиеся в народном сознании, как переходный период жизни природы, отмечены большим количеством и разнообразием запретов и оберегов, нацеленных на защиту от нечистой силы, особенно от ведьм, которые, по поверью, бесчинствовали в этот день, называвшийся в некоторых деревнях даже ведьмарским днём. Период Зелёных Святок, прежде всего их начальный этап, в представлениях русинов был связан с пребыванием на земле душ предков: время цветения зерновых культур считалось наиболее благоприятным для контактов «этого» и «иного» миров. В некоторых деревнях юго-западной России верили даже, что Бог выпускает души с того света во время цветения жита. В западнорусских землях считалось, что они прилетали в виде птиц и усаживались на ветвях берез, специально для этого принесенных к домам. Верили, что души предков разговаривают друг с другом, и эти разговоры можно услышать в домах и на улице. В эти дни во многих деревнях устраивали поминание всех усопших: в храме и на кладбищах. Кроме того, по представлениям славян период Зелёных Святок был связан с появлением русалок (отсюда и названия – Русалии, Русальчин Великдень) – душ умерших девушек и малолетних детей. Они находились на земле всю Дедову субботу, раскачиваясь на ветвях берез или прячась в цветущей ржи, а покидали «этот» мир в воскресенье после Трояна. Уход русалок отмечали обрядом, носившим название «похороны (проводы) русалок». В период Зелёных Святок проводили обряды инициации, т. е. обряды посвятительного характера, которыми отмечались переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей. Среди них наиболее яркими были трапезы девушек на лугу или в лесу, иногда совмещавшиеся с обрядом «хождения в жито», а также обряд кумления. Общие трапезы, пение песен, гулянье почти до самого утра были формой скрепления девичьего союза, в который включались всё новые и новые вступавшие в брачный возраст девушки. Символом девичьего объединения был и обряд кумления. Девушки собирались вместе в лесу, подходили к завитому на дереве венку, целовались через него и обменивались подарками, становясь кумами. А после кумления устраивали пирушку, на которую приглашали парней. Отношения кумовства завершались обычно через неделю. Русальские обряды Завивание венков. В начале Святок девушки «завивают венки» обрядовой берёзке. Прежде всего, вокруг дерева очерчивается обережный круг (очень часто его заменяет девичий хоровод, поющий обрядовые песни). Затем на берёзе сгибают и завязывают в виде кольца вершинку либо ветви (не ломая их!). Эти кольца называются венками. Вью, вью я венок, Иногда такой венок заменяется связыванием в виде арки двух вершин соседних берёз. Сквозь кольца девушки кумятся. Через несколько дней (на Троян) венки обязательно развиваются. Согласно народным поверьям, русалки весной выходят из рек и качаются на кольцах из берёзовых ветвей. Люди же стараются задобрить водяных духов, принося им требы. По свидетельствам этнографов, в требы русалкам приносили пряжу, полотно, нитки, рушники, отставляя их развешанными на деревьях. Ряжение. Кумление. – Мы покумимся, кумушка, Смысл обряда кумления первоначально состоял в заключении союза с духом дерева. Русские называют берёзку после завивания венков «кумой», а в одной из белорусских обрядовых песен прямо говорится: «покумилася, поголубилася с белой берёзонькой». В более поздние времена, в результате переосмысления первоначального обычая, союз заключался с русалками (цели такого кумовства – задобрить русалок и узнать от них своё будущее: с этим связаны гадания на венках), а потом – со своими же девушками (или даже с парнями). Именно последняя форма дожила до наших дней. Раскумление. Срубание березы.
Ритуальный же обход селения, предположительно, носит обережный характер. Проводы русалок. Вот, для примера, некоторые из них, взятые из записей фольклористов: «девушка, изображающая русалку в одной рубашке, с распущенными волосами, верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо..., едет впереди, а за ней идут девки и бабы, бьют в заслон. Ребятишки бегают вперед и то и дело заигрывают с русалкой, хватая её кто за руку, кто за рубаху, кто и к кочерге прицепится, приговаривая: «Русалка, русалка, пощекочи меня!». Вся эта толпа с русалкой впереди направляется «ко ржам»..., во ржи русалка старается кого-нибудь поймать и пощекотать. Тут пойдет свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржи. Теперь кричат все: «Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!», – и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задворками домой. Народ же до самой зари гуляет по улице». (Зарайский уезд, Московской губернии). Или другой вариант: «делали куклу, наряжали её в белое…, клали на носилки. Одна из девушек изображала попа, у которого в руках было кидало – стоптанный, старый лапоть и свечи – стебли тростника. Процессия приходила на ржаное поле, и здесь куклу раздевали. Фигуру «русалки» и палки от носилок бросали в лог у ржаного поля. Делалось это для того, по словам сказочницы, чтобы лучше рос хлеб». Предположительно, то же самое значение имеет и проводящийся на Зелёных Святках обряд «похорон кукушки». Дело в том, что кукушка в народной Традиции связана с русалками, а в белорусском языке слово «зозуля» обозначает одновременно и кукушку, и русалку. Этот ритуал выглядит следующим образом: девушки изготавливают из травы или тряпок чучело, наряжают его в женскую одежду, торжественно «крестят», а вскоре (максимум через день) две выбранные девушки в тайном месте хоронят «кукушку». Правда, кое-где этот обряд совершали обычно перед началом Зелёных Святок, и существовало поверье, что кукушка в это время замолкает…, но параллельно бытовало представление, что она перестаёт куковать в конце зелёных святок. Впрочем, расхождения в датировке праздников и обрядов весенне-летнего цикла для славянской народной Традиции не редкость… В некоторых местностях до проводов русалок проводился обряд вождения «русалки» в жито. В Гомельской области он совершался так: выбирали самую смешливую девушку, распускали ей волосы, снимали одежду, прикрывая чем-нибудь только плечи, плели огромный венок и обвивали им «русалку». Затем её торжественно вели в жито с песнями и барабанным боем, во время шествия зажигали факелы.
Дойдя до места, силой затаскивали «русалку» в жито, разрывали на ней оставшуюся одежду и убегали. Девушка же бежала за односельчанами, пытаясь их остановить… Цель этого обряда – имитировать переселение русалок в посевы (и, скорее всего, Силой обряда способствовать этому переселению), нужное для того, чтобы водяные духи помогли вырасти урожаю. К слову сказать, существовал и обряд изгнания русалки из жита – цель его та же, что и в ритуалах «проводов» и «похорон» русалок.
Во время Зелёных Святок было принято приносить домой ветки берёзы и цветы (их сушили, хранили в укромном месте, а после начала жатвы клали в житницу либо подмешивали в свежее сено; следует отметить, что ветки берёзы, особенно использованные в обрядах, считались у славян сильным оберегом) и украшать всё зеленью. В древности Русалии были очень многолюдным и красочным святоднём - праздником, насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами. Обязательными атрибутами зелёных святок были - музыка, ряжение, пляски… Со временем, и с приходом христианства на славянские земли, праздник видоизменился, что-то было утрачено, но, тем не менее, основа его сохранилась до наших дней. | |
Категория: Гадание, заговоры, обряды на зеленые святки | Добавил: Славомира (07.05.2015) | |
Просмотров: 2872 | |