Баба-Яга
Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.

По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.

Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Даже когда Баба-Яга предстает в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
Баба-Яга

Баба-Яга – интереснейший сказочный персонаж. Отголосками древних мифов у славян остаются сказки.  А мифы – это ничто иное, как представление древних людей о происхождении мира и его устройстве, а так же о месте человека в этой системе мироздания.

Как и в любых других мифических поэмах в русских народных сказках герои совершают различные подвиги, преодолевают препятствия на своем пути, используя мудрость и смекалку. И благодаря этим качествам порой воцаряются на престоле и получают в жены красивейшую из женщин.

Баба Яга – образ очень интересный. Ее жилище рассказчик вертит как хочет. «Стань к лесу задом, а ко мне передом» — именно этого требует герой из сказки. Баба Яга удивляется присутствию запаха русского духа, но при этом радушно принимает нагловатого гостя, которого и кормит, и поит, и спать укладывает. А, кроме того, собирает всех своих служителей – птиц и зверей, и выспрашивает у них необходимую гостю информацию.  Сохранились еще варианты сказок, где выясняется, что Баба-Яга – родственница герою. Например, приходится теткой его жены, которую он теперь как раз и разыскивает.

Откуда же взялась эта приставка «ЯГА»?  Слово «яга» происхождение свое ведет от индоевропейского слова «йог», что означает мудрость. Вот и выходит, что Баба-Яга – это мудрая, знающая  женщина.


Однако и внешний вид Бабы-Яги весьма примечателен. Описание из сказки: «На печке лежит Баба-Яга, костяная нога из угла  в угол, нос в потолок врос…». Что же это за изба – жилище, где такая старушка едва помещается?  Исследователи делают предположение, что речь на самом деле иносказательно ведется о гробе. Избушка – гроб, а Баба-яга – мертвец. Потому и нога у нее костяная, что на ней нет мышечной ткани. Это скелет. Еще и сегодня в казачьих хуторах можно услышать в народном языке слово «домовина», которым обозначают ничто иное, как гроб. Потому и русский дух – запах живого человека она ощущает по-особенному. Есть такая версия, что коль скоро живые люди ощущают особенный запах мертвых тел, то и мертвецы чувствуют запах живых людей.


У индоевропейцев в мезолите было принято человека класть в могилу связанным. А еще, после того, когда появились и стали использоваться гробы, их запирали на замок. Даже традицию пеленать египетские мумии бинтами некоторые историки толкуют как следствие обычаев более древних, когда покойника было принято связывать веревками.

Поэтому предполагается, что коль скоро покойник может быть опасен для живого человека, то, вероятно, и живой для покойника опасен не менее. Вот по такой причине Баба-Яга с расспросами к пришельцу и обращается. Он же  ведет себя весьма странно. Начинает требовать, чтобы его кормили, поили, в баню сводили, да еще и спать уложили.

И вместо того, чтобы возмутиться такому нахальству, Баба-Яга вдруг становится приветливой хозяйкой, исполняющей прихоти гостя.

Но почему?

По всей видимости именно такое поведение доказывает ей, что гость не враг ей, а свой, потому что готов есть пищу мертвых. Известно ведь, что мертвеца среди живых узнают по тому, что он отказывается есть пищу живых людей. Но пища мертвых живым недоступна.

В североамериканских сказаниях герои лишь претворяются, что вкушают пищу мертвых в гостях у Бабы-Яги индейской. А вот в русских сказках герой есть реально пищу, которую ему предлагает Баба-Яга.

В религии древних персов душу, что является на небо, засыпают вопросами, но бог Ахурамазда требует прежде накормить новичка, а уж после этого расспрашивать.

В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.

Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.

Во многих сказках можно видеть, что баба-Яга является правительницей животных. Это говорит о том, что образ ее связан с покровителями людей древности, то есть тех персонажей из животного царства, которых изображали еще на стенах пещеры. Их принято считать тотемными предками.

Такие животные тотемы, например, имеются у Бога Одина – главного божества Скандинавских мифов. У Одина тотемные животные – ворон и волк.  А еще в более отдаленные времена эти же представители животного царства были сопровождающими Великой скифской Богини Огня Весты -Табити.

По всей вероятности это и есть те древние предки, до которых мы можем  дотянуться своим умом сегодня. Но не исключено, что корни истоков простираются значительно глубже во временные исторические дали.

У народов-охотников Баба-Яга – персонаж слепой.  Это так же нашло отражение и в русских сказках, где баба — Яга все вынюхивает, выслушивает, не видя героя. Такое поведение объяснимо, поскольку если живого человека окружают невидимые ему души умерших, то и живой человек для тех душ, вероятнее всего, остается невидимым.

В повести Н.Гоголя «Вий» Хома Брут стоял у гроба ведьмы среди целого сонма нечистой силы, однако ни один бес не имел возможности его увидеть. Им потребовалось для того, что бы Брута увидеть, вызывать самого могущественного шамана из царства мертвых – Вия.

Курьи ножки избы Бабы-Яги тоже не случайны в этом образе. У славян существовал обычай, когда гроб выставлялся у дороги на четырех палках с перекладиной внизу. Такие палки напоминали визуально курьи ноги. Вполне вероятно, что оттуда и пошло это понятие – курья нога.

Так или иначе, но русская сказка полна глубоких зашифрованных знаний, которые могут открыться исследователю,  сохранившему способность  верить в сказки!
Категория: Славянские мифические существа | Добавил: Славомира (22.09.2015)
Просмотров: 4183 | Теги: Баба-Яга